воскресенье, 12 августа 2018 г.

Семь прекрасных Восточных притч.

Сон властелина


Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и сказал:

— Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.

Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:

— Я счастлив сообщить тебе радостную весть — ты переживёшь всех своих родных.

Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились.

— Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён? — спрашивали они.

На что последовал ответ:

— Мы оба одинаково истолковали сон. Но всё зависит от того, не что сказать, а как сказать.


Мудрец и правитель



Некий правитель пошёл однажды в лес и там встретил мудреца. Он говорил с мудрецом, был поражён его праведностью и мудростью и выразил желание, чтобы тот сделал ему одолжение, приняв от него подарок. Мудрец отказался, сказав:

— Плоды этого леса — достаточная для меня пища, чистые потоки, бегущие с гор, дают мне воду для питья, кора деревьев доставляет мне покров, горные пещеры служат мне убежищем. Зачем же я стану брать подарки от тебя или от кого бы то ни было?

Правитель ответил:

— Просто, чтобы доставить мне удовольствие. Пожалуйста, пойдём со мною в город, в мой дворец, и возьми у меня что-нибудь.

Он убеждал его долго, и мудрец наконец согласился исполнить его желание и пошёл с ним в его дворец. Прежде чем предложить подарок мудрецу, правитель начал молиться. В своей молитве он просил у богов дать ему новые земли, дома, драгоценности и как можно больше других земных благ. Но еще до того правитель окончил свою молитву, мудрец встал и спокойно ушёл из комнаты. Видя это, владыка смутился и погнался за ним, громко крича:

— Ты уходишь, не взяв моих подарков?

Мудрец обернулся и сказал:

— Я не беру у таких как ты. Оказывается, ты сам нищий. Как же ты можешь мне что-нибудь дать?


Три горшка



Однажды к Будде пришёл человек, очень известный и образованный учёный. И он задал Будде интересовавший его вопрос. Будда сказал:

— Извини, но прямо сейчас я не могу ответить на твой вопрос.

Человек удивился:

— Почему ты не можете ответить? Разве ты занят?

Будда сказал:

— Нет, дело не в этом. У меня достаточно времени, но прямо сейчас ты будешь не в состоянии воспринять ответ.

— Что вы имеете в виду?

— Есть три типа слушателей, — сказал Будда. — Первый тип, как горшок, перевернутый вверх дном. Можно отвечать, но ничего не войдёт в него. Он недоступен. Второй тип слушателей подобен горшку с дыркой в дне. Он не повёрнут вверх дном, он находится в правильном положении, всё, как должно быть, но в его дне дырка. Поэтому кажется, что он наполняется, но это лишь на мгновение. Рано или поздно вода вытечет, и он снова станет пустым. Очевидно, лишь на поверхности кажется, что в горшок что-то входит, на самом деле ничего не входит, поскольку ничего не может удержаться. И наконец, есть третий тип слушателя, у которого нет дырки и который не стоит вверх дном, но который полон мусора. Вода может входить в него, но как только она входит, она тут же становится отравленной. И ты принадлежите к третьему типу. Ты полон своих знаний. Поэтому-то мне и трудно ответить тебе прямо сейчас.

Настоящий дворец



Как-то человек отправился в город к великому мудрецу. Выяснилось, что живёт мудрец в ветхой лачуге на окраине. В жилище не было ничего, кроме продавленной кровати и заваленного книгами стола, за которым сидел старик, погружённый в чтение. Гость обратился к нему с вопросом:

— Где живёт мудрец?

— Это вы меня ищете, — объяснил ему старик. — Что вас так удивило?

— Я не понимаю. Вы — великий мудрец, у вас много учеников. Ваше имя известно по всей стране. Вы должны жить во дворце.

— А где живёте вы? — спросил старик.

— Я живу в большом богатом доме.

— А как вы зарабатываете на жизнь?

Гость рассказал хозяину лачуги, что он торговец и два раза в год ездит в большой город за товарами, которые затем с наценкой перепродает местным купцам. Старик внимательно слушал его, после чего поинтересовался, где он останавливается в чужом городе.

— В маленьком номере маленькой гостиницы, — сообщил тот.

— Если бы кто-нибудь посетил тебя в этом маленьком номере, он мог бы спросить: «Почему ты, состоятельный человек, живёте в таком бедном номере?» А ты мог бы ответить: «Я здесь проездом и ненадолго. Здесь есть всё, что мне нужно. Приезжайте в мой настоящий дом, и вы увидите, что он совсем другой». Ведь правда? То же самое справедливо и для моего пристанища. Я здесь временно, этот материальный мир — только путь . В моём настоящем доме всё выглядит иначе. Приходите в моё духовное жилище, и вы увидите, что я живу в настоящем дворце.

Высокая стена 


К ученику Конфуция пришли люди и стали говорить:

— Ты такой мудрый и так хорошо говоришь, не то, что этот сварливый Конфуций!

На что он ответил:

— Мудрость как стена. Моя стена низкая, и вы видите, что за ней делается, а стена Конфуция высокая, и вам не видно, что за ней делается. Если вы хотите заглянуть за его стену, постройте сначала свою, с которой можно будет смотреть.


Пустая лодка 


Старый мастер рассказывал своим ученикам:

— Когда я был молодым, мне нравилось плавать. У меня была маленькая лодка, и я в одиночестве отправлялся плавать по озеру часами. Однажды я сидел с закрытыми глазами и медитировал. Была прекрасная ночь. Какая-то пустая лодка плыла по течению и ударилась о мою. Во мне поднялся гнев! Я открыл глаза и собирался обругать побеспокоившего меня человека, но увидел, что лодка пуста. Моему гневу совершенно некуда было деваться. На кого мне было его выплескивать? Мне ничего не оставалось делать, как вновь закрыть глаза и начать присматриваться к своему гневу. В эту тихую ночь я подошёл к центру внутри себя, а пустая лодка стала моим учителем. С тех пор, если кто-то пытался обидеть меня и во мне поднимался гнев, я смеялся и говорил:

— О, эта лодка тоже пуста.


У врат Рая 


Будда остановился у врат Рая. Ради достижения этой цели он трудился всю свою жизнь. Врата открылись, заиграла музыка. Было празднество и ликование, ведь очень редко человек поднимался к таким высотам. Привратники открыли врата, вышли навстречу Будде и сказали ему:

— Ты прибыл! Входи! Мы рады приветствовать тебя!

Но они были удивлены. Будда выглядел очень грустным. Он не мог думать в этот момент о блаженстве. Он задумался о миллионах заблудших душ, страдающих и не знающих что им делать. Они нуждались в его помощи. Будда сказал привратникам:

— Пожалуйста, закройте эти чудные врата. Я не могу войти. Я вижу миллионы грустных лиц, сердца, полные горя и слез, людей которые никогда не знали капли радости. Я буду ожидать, пока все люди войдут в эти врата. Может быть, потребуется вечность, но это не имеет никакого значения. Закройте скорее врата, я войду последним. Будда всё ещё стоит снаружи Райских врат и освещает путь каждому, кто идёт этим путём.

Комментариев нет:

Отправить комментарий